Volume 4, Issue 3(17)

1. КРИСТИАН РАУД, ОСКАР КАЛЛИС И ГРУППА VIKERLA КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ ЭСТОНСКОГО НАЦИОНАЛ-РОМАНТИЗМА

Батыршина Ольга Фаридтовна
магистр искусствоведения, лектор-экскурсовод «Сквозь районы Берлина»

Аннотация. Кристиан Рауд (1865-1943) начинал как художник европейской академической школы, норма которой преодолевалась на пути к модернизму и ар нуво. Оскар Каллис (1892-1918) сразу обучался в модернистской среде, которая стала его прочно усвоенной нормой. Иллюстрированием эстонского эпоса «Калевипоэг» Рауд подытожил все свои многолетние культурологические поиски и размышления, тогда как иллюстрации Каллиса к «Калевипоэгу» должны были лечь в самое начало его самостоятельного творческого пути. Эти два индивидуальных контекста породили два настолько разных подхода к искусству эстонского национал-романтизма, насколько это было возможно в Эстонии того времени.

Ключевые слова: Эстония, эпос, Рауд, Каллис, Калевипоэг, национал-романтизм, иллюстрация, модерн, ар нуво

KRISTJAN RAUD, OSKAR KALLIS AND THE ARTIST’S GROUP VIKERLA AS KEY INDIVIDUALS OF NATIONAL ROMANTICISM IN ESTONIA

Olga Batyrshina
Master of Arts, lecturer, «Through the Berlin»

Abstract. Estonian painter and illustrator Kristjan Raud (1865-1943) started his creative solutions as an academic artist but he quickly worked his way up to an art nouveau and modernism. Oskar Kallis (1892-1918) belonged to a very first generation of Estonian modernism and designed the Estonian epic poetry «Kalevipoeg» within the artist’s group Vikerla. Raud’s illustrations for «Kalevipoeg» as well as Kallis’s have become two equal perspectives on Estonian national poetry.

Keywords: Estonia, national romanticism, art nouveau, Raud, Kallis, Kalevipoeg, modernism, illustration, epic poetry

Volume 4, Issue 3(17) p. 4-8 PDF

2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КИНОИСКУССТВА: ОСНОВЫ ДРАМАТУРГИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВИДЕОФИЛЬМА

Геращенко Лариса Леонидовна

Volume 4, Issue 3(17) p. 8-13 PDF

3. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО КИНОИСКУССТВА

Геращенко Лариса Леонидовна

Volume 4, Issue 3(17) p. 13-24 PDF

4. СОВРЕМЕННОЕ КИНОИСКУССТВО И ЗАКОНЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ

Сарбаст Ибрахим Расол
кандидат философских наук, докторант ВГИК

Аннотация. Современное киноискусство в последнее время все чаще и чаще оказывается на стыке разных областей научного знания. Область психологии восприятия – одна из тех областей, без которой современному киноискусству будет не хватать серьезной научной, как теоретической, так и практической базы. Создателям кино- и видеофильмов, ученым-киноведам, сценаристам и режиссерам важно так же знать особенности так называемого подпорогового или бессознательного восприятия. Большинство из людей воспринимают информацию через восприятие и оценку самого себя. Степень полезности и интереса для себя становится определяющим при выборе того или иного предмета, события или другой личности. Известно, что та или иная информация, даже духовного богатого содержания, в которой присутствует человек, воспринимается как позитивная, в отличие от создаваемого на экране того или иного неодушевленного кинематографического образа.

Ключевые слова: психология восприятия, киноискусство, кино, образ, кадр, внимание, интерес.

CONTEMPORARY CINEMA AND LAWS OF PSYCHOLOGY OF PERCEPTION

Sarbast Ibrahim Rasol
Candidate of Philosophy, doctoral student at VGIK

Abstract. recent cinema has recently been more and more often at the junction of various fields of scientific knowledge. The field of psychology of perception is one of those areas without which modern cinema art would lack a serious scientific, both theoretical and practical base. It is important for the creators of film and video films, film scholars, screenwriters and directors to also know the features of the so-called subliminal or unconscious perception. Most people perceive information through perceiving and evaluating themselves. The degree of usefulness and interest for oneself becomes decisive when choosing one or another subject, event or other person. It is known that this or that information, even of a rich spiritual content in which a person is present, is perceived as positive, in contrast to the creation of a certain inanimate cinematic image created on the screen.

Keywords: psychology of perception, cinema, cinema, image, frame, attention, interest.

Volume 4, Issue 3(17) p. 24-29 PDF

5. КИНОДРАМАТУРГИЯ В СИСТЕМЕ КООРДИНТ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ

Сарбаст Ибрахим Расол
кандидат философских наук, докторант ВГИК

Аннотация. Настоящая статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современного киноискусства – взаимосвязи кинодраматургии с психологией восприятия. Проблема современного киноискусства, которая зависит и от особенностей кино как такового – это тесное переплетение теории и практики. Последняя не может существовать без знания психологии восприятия и умелого ее применения как в теории, таки в практике русского и мирового киноискусства. Мы надеемся, что настоящая статья поможет всем, кто интересуется данным вопросом, глубже понять происходящие в современном киноискусстве процессы.

Ключевые слова: Кинодраматургия, психология восприятия, кино, герой, слово, диалог, изображение.

FILM DRAMATURGY IN THE SYSTEM OF COORDINTH PSYCHOLOGY OF PERCEPTION

Sarbast Ibrahim Rasol
Candidate of Philosophy, doctoral student at VGIK

Abstract. This article is devoted to one of the most pressing issues of modern cinema — the relationship of film drama with psychology of perception. The problem of contemporary cinema, which also depends on the characteristics of cinema as such, is the close interweaving of theory and practice. The latter cannot exist without the knowledge of the psychology of perception and its skillful application both in theory and in the practice of Russian and world cinema. We hope that this article will help everyone who is interested in this issue to better understand the processes taking place in modern cinema.

Keywords: Film dramaturgy, psychology of perception, cinema, hero, word, dialogue, image.

Volume 4, Issue 3(17) p. 30-34 PDF

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКО-ГОРСКОЙ КУЛЬТУР НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Ткаленко Никита Сергеевич, Великая Наталья Николаевна
Армавирский государственный педагогический университет

Аннотация. В данной работе рассматривается российско-горское культурное взаимодействие на территории Северо-Западного Кавказа в первой половине XIX века. Данное взаимодействие наблюдалось, как в материальной, так и в духовной культуре. Несмотря на военную обстановку, как восточнославянское, так и горское население находили пути для мирного взаимодействия и культурного обмена.

Ключевые слова: Российская империя, горцы, Северо-Западный Кавказ, культура, торговля, аталычество, куначество.

Abstract. This paper examines the Russian-urban cultural interaction in the North-Western Caucasus in the first half of the XIX century. This interaction was observed in both material and spiritual culture. Despite the military situation, both East Slavic and urban populations found ways for peaceful interaction and cultural exchange.

Keywords: Russian Empire, the highlanders, the North-Western Caucasus, culture, trade, fosterage, kunachestvo.

Volume 4, Issue 3(17) p. 35-36 PDF

7. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ ПРАВИТЕЛЕЙ КАНЦЕЛЯРИЙ ТУРКЕСТАНСКИХ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРОВ

Эргашев Б.Э.
Самаркандский Государственный Университет

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам источниковедения истории Туркестана второй половины ХIХ-начало ХХ веков. Основным объектом изучения является история правителей канцелярии Туркестанских генерал-губернаторов.

Ключевые слова: Туркестан, генера-губернатор, канцелярия, делопроизводство, история, источники.

SOURCES OF HISTORY OF THE RULERS OF THE CHANCELLERY OF THE TURKESTAN GOVERNOR GENERAL

Ergashev B.E.
Samarkand State University

Abstract. This article is devoted to the issues of source study of the history of Turkestan in the second half of the 19th and beginning of the 20th centuries. The main object of study is the history of the rulers of the office of the Turkestan governor-general.

Keywords: Turkestan, governor-general, chancellery, paperwork, history, sources.

Volume 4, Issue 3(17) p. 37-41 PDF

DOI: 10.31618/2658-7556-2019-17-3-3

8. ОЧЕРК ЖЕНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ПО СЛЕДАМ ЧАСТНОЙ ПЕРЕПИСКИ

Пакшина Наталья Алексеевна
Арзамасский политехнический институт (филиал) НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Аннотация. Статья посвящена особенностям приобщения к музыке молодых дворянок Нижнего Новгорода середины XIX века. В основу исследования положены неопубликованные письма Софьи Александровны Шипиловой (будущей мамы известного композитора Сергея Михайловича Ляпунова), написанные в Нижнем Новгороде в 1844 году. Особое внимание уделено домашнему образованию и обучению игре на фортепиано.

Ключевые слова: Нижний Новгород, XIX век, Софья Шипилова (Ляпунова), домашнее музыкальное образование, фортепиано

ESSAY ON FEMALE MUSIC EDUCATION OF THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY FOLLOWING THE PRIVATE CORRESPONDENCE

Abstract. The article is devoted to the features of acquaintance with the music of the inhabitants of Nizhny Novgorod in the middle of the XIX century. We present here unique unpublished letters of Sofia Alexandrovna Shipilova (the future mother of the famous composer Sergey Mikhailovich Lyapunov). These letters were written in Nizhny Novgorod in 1844. Particular attention is paid to home music and learning to play the piano.

Keywords: Nizhny Novgorod, XIX century, Sofia А. Shipilova (Lyapunova), home music education, piano.

Volume 4, Issue 3(17) p. 42-48 PDF

DOI: 10.31618/2658-7556-2019-17-3-1

9. О ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (ТРАНСВААЛЬ) (1852 – 1902 ГГ.) И ЕЁ РОЛИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ XIX – XX ВВ.

Ткаченко Александра Викторовна
Белорусский государственный университет

Аннотация. Цель исследования заключалась в том, чтобы проанализировать историю Южно-Африканской республики (Трансвааль) на международной арене XIX – XX вв.. В работе использованы общенаучные методы: обобщение, анализ нормативной базы и литературных источников, синтез, моделирование и прогнозирование. Также были использованы такие частнонаучные методы, как формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, историко-правовой и др. Результатами исследования является вывод о бурской Южно-Африканской Республике, как о стране, у которой были возможности стать независимой страной, однако, из-за столкновения колониальных интересов Британской и Германской империй, Трансвааль превратился в колонию. Исходя из проведённых исследований, автором были сделаны выводы о том, что гибель Траансваля как независимого государства повлиял на международные отношения и европейскую политическую ситуацию конца XIX – начала XX вв..

Ключевые слова: Южно-Африканская республика (Трансвааль), африканеры (буры), Сэндриверское соглашение, первая англо-бурская война, Преторийское соглашение, вторая англо-бурская война.

Abstract. The purpose of the study was to analyze the history of the Republic of South Africa (Transvaal) in the international arena of the XIX — XX centuries. In the work, general scientific methods were used: synthesis, analysis of the regulatory framework and literary sources, synthesis, modeling and forecasting. Private science methods such as formal legal, system-structural, comparative legal, historical-legal, etc. were also used. The results of the study are the conclusion of the Boer Republic of South Africa as a country that had the opportunity to become an independent country, but , due to the clash of colonial interests of the British and German empires, Traansvall became a colony. Based on the research, the author concluded that the death of Traansval as an independent state influenced international relations and the European political situation of the late XIX — early XX centuries.

Keywords: South African Republic (Transvaal), Afrikaners (Boer), Sand River Convention, First Boer War, Pretoria Convention, Second Boer War.

Volume 4, Issue 3(17) p. 49-50 PDF

10. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Петракова Анна Сергеевна
Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России

Аннотация. В статье рассмотрены результаты трансформации аксиологической платформы российского общества при переходе от советского государства к российскому. Автор акцентирует внимание на влиянии исторического контекста, а также политических, экономических и социокультурных условий на формирование ценностных оснований личности. Показана взаимообусловленность социального и индивидуального в интерпретации категории ценности. Для наиболее точного понимания структуры аксиологического фундамента современного общества автор приводит результаты социологического исследования и интерпретирует результаты в контексте исторической обусловленности ценностных трансформаций и их изначальной детерминированности стремлением человека в любых социальных условиях простраивать собственную жизненную траекторию с учетом собственных потребностей и интересов.

Ключевые слова: ценность, аксиологический фундамент личности, ценностные трансформации, индивидуализм, консюмеризм, коллективизм.

AXIOLOGICAL BASES OF THE BEING OF MODERN RUSSIAN SOCIETY IN SOCIAL AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING

Anna S. Petrakova
Novorossiysk branch of Krasnodar University of Ministry of the Interior of Russia

Abstract. The article discusses the results of the transformation of the axiological platform of Russian society during the transition from the Soviet state to the Russian one. The author focuses on the influence of the historical context, as well as political, economic and socio-cultural conditions on the formation of the value bases of the individual. The interdependence of the social and the individual in the interpretation of the category of value is shown. For the most accurate understanding of the structure of the axiological foundation of modern society, the author presents the results of a sociological study and interprets the results in the context of historical conditionality of value transformations and their initial determination by the human desire to develop their own life trajectory in any social conditions, taking into account their own needs and interests.

Keywords: value, axiological foundation of personality, value transformations, individualism, consumerism, collectivity.

Volume 4, Issue 3(17) p. 51-54 PDF

11. ДИНАМИКА ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Умарова Зара Ясуевна
Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. М.Д. Миллионщикова

Аннотация. В статье рассматривается динамики толерантного сознания в российском обществе и ее особенности. Анализируя изменения, происходящие в российском обществе, автор отмечает, что каждый человек несет ответственность за все, что происходить в общества и показывает, значимость толерантного сознания в развитии общества. Человек, с толерантным мышлением в российском обществе не только ценность, но и сильная волевая личность. Каждый человек в обществе есть история, социальная действительность и участник диалога культур народов многонациональной России, которое интересовано в формирование мышление открытого типа на основе толерантного сознания и конструктивного сотрудничества.

Ключевые слова: толерантное сознание, российское общество, динамика, человек, жизнь, любовь, уважение, мир, согласие, конструктивное сотрудничество.

Abstract. The article deals with the dynamics of tolerant consciousness in Russian society and its features. Analyzing the changes taking place in Russian society, the author notes that each person is responsible for everything that happens in society and shows the importance of tolerant consciousness in the development of society. A person with a tolerant mindset in Russian society is not only a value, but also a strong-willed person. Each person in the society has a history, social reality and a participant in the dialogue of cultures of the peoples of multinational Russia, which is interested in the formation of open-minded thinking on the basis of tolerant consciousness and constructive cooperation.

Keywords: tolerant consciousness in russian society, the dynamics of people, life, love, respect, peace, harmony and constructive cooperation.

Volume 4, Issue 3(17) p. 54-57 PDF

DOI: 10.31618/2658-7556-2019-17-3-2